Домой Экономика Эксперт по криптовалюте объяснил схему развода поклонников сериала «Игра в кальмара»

Эксперт по криптовалюте объяснил схему развода поклонников сериала «Игра в кальмара»

Эксперт по криптовалюте Михаил Худокормов объяснил мошенническую схему «SQUID»

Эксклюзив

Созданная на волне популярности корейского сериала криптовалюта оказалась мошеннической схемой. Эксперт Михаил Худокормов рассказал, как не попасться на уловки злоумышленников при игре на криптобирже.

Эксперт по блокчейну и криптовалюте Михаил Худокормов объяснил схему мошенников из мира криптотрейдеров. В эксклюзивном интервью 5-tv.ru он рассказал, в чем заключалась стратегия создателей криптовалюты «SQUID», названной в честь популярного корейского сериала «Игра в Кальмара».

«Если ты не хочешь делать достойный проект, лишь сделать так, чтобы собрать деньги — тебя называют „скамером“», — начал объяснять терминологию эксперт.

«Скам», или «кидалово» по-русски — это общее название любых мошеннических схем на английском языке — будь то поддельная техподдержка, требующая у вас данные кредитной карты, или создание финансовой пирамиды (в нашем случае — электронной валюты), направленной на отмывание денег. Яркий пример — на Западе печально известную «МММ» назвали бы именно «скамом».

По словам эксперта, распознать такой проект просто — но для этого знать, куда смотреть. А схема, надо сказать, не сильно сложная — даже если вы совсем не разбираетесь в криптовалютах.

«Как это делается — ты берешь и делаешь быстро, очень быстро, „white paper“ — это „белая бумага“ (дорожная карта проекта — Прим. ред.), в которой ты обещаешь в течении определенного времени реализовать этот проект. Дальше расписывается, на каком готовом блокчейне делается этот крипто-проект и криптовалюта, и далее ты уже выводишь этот проект на освещение, подключаешь социальные сети, вкидываешь немного денег, чтобы раскрутить этот проект — и все», — объяснил Худокормов.

Кажется сложно, но стоит перевести это на привычные термины — и сразу становится все понятно. К примеру — некий бизнесмен собирается запустить некий бизнес. Собирает деньги с граждан, желающих первыми получить продукт, который обычно стоит гораздо дороже, или вложить деньги в прибыльный проект, показывает им красивые презентации с планами развития — и продолжает привлекать все больше и больше финансов, вкладываясь в рекламную кампанию.

«Подключаешь интересных людей из мира криптоиндустрии, в плане, просто берешь и крадешь какие-то фотографии, и говоришь что этот проект [они и продвигают]», — привел пример рекламного хода эксперт.

И такое встречается сплошь и рядом — лица голливудских знаменитостей часто появляются на вывесках провинциальных магазинов. Но наш «бизнесмен» из примера пойдет дальше — скажет, например, что «бизнес» по производству модных женских сумочек продвигает, например, Ольга. Главное — чтобы об этом не узнали юристы артистки.

На самом деле, над этим трудятся всего несколько человек — пара программистов для создания сайта и несколько рекламщиков для продвижения. Точно так же происходит и в криптоиндустрии — только программистов надо чуть больше.

Не попасться на уловки мошенников очень просто — надо внимательно изучить «white paper» — дорожную карту. Кроме того, действуют такие же правила, как при покупке любого рода товара или услуги в интернете — изучите, как давно создан сайт, кто пишет комментарии в социальных сетях. Наконец (и вот тут посложнее), стоит обратить внимание на то, какой протокол использовался для создания криптовалюты.

Читать также:  «Вранье и ложь»: В «Газпроме» ответили на обвинения в недостаточных поставках газа

«Если что-то где-то не срастается, если что-то где-то говорит вам о том, что цифры могут быть иными, или что начинается какой-то „бум“ очень быстрый и эффективный — здесь надо приостановить все свои умозаключения и подождать неделю-две-полторы, пока само криптосообщество и знаменитые интересные люди из криптоиндустрии не начнут обсуждать [тему]», — добавил эксперт.

Отдельное внимание стоит обратить на площадку, на которой криптовалюта выставляется на торги — продолжая пример с бизнесом по производству сумочек, каковы шансы найти настоящий брендовый аксессуар на вещевом рынке выходного дня?

По объяснению Худокормова, есть два типа торговых площадок — централизованные и децентрализованные. Первые выставляют на торги только самые популярные криптовалюты — Bitcoin, Ethereum и подобные, любой лот на таких биржах гарантированно не будет являться мошеннической схемой. На централизованной бирже не каждый сможет даже выставить свой лот! С другой стороны, на децентрализованных биржах каждый торгует, чем хочет — знай себе, плати за размещение.

Собственно говоря, от этих торгов и отталкиваются мошенники, решившие заработать денег — изначально на фоне рекламной кампании и законов рынка стоимость криптовалюты будет расти, люди будут ее покупать, отдавая мошенникам деньги. Но, когда не поддержанная маркерами (рынком) валюта неминуемо начнет обваливаться — сайт и социальные сети разработчика «вдруг» окажутся недоступны.

Причин тому, что люди попадаются на подобные уловки, эксперт назвал три — человеческая лень, нежелание погружаться в суть проекта и поспешные заявления некоторых лиц от мира криптовалют.

«Некоторые криптоэнтузиасты не читая сам проект и не вдаваясь в подробности этого проекта постили у себя в соцсетях, либо давали какие-то комментарии на телевидении, на радио, в интернете, что это крутой проект, что это интересная штука и т. д. и т. п., и тогда люди будут верить тем людям, которые имеют большой вес в криптосообществе», — пояснил эксперт.

Людей, теряющих деньги от действий мошенников, много во всем мире — эта проблема не уникальна для России. Но, пожалуй, стоит выделить еще две проблемы, о которых эксперт не упомянул — при «заигрываниях» с криптовалютами люди часто забывают, что это — тоже рынок, и разбираться в том, как работают сами криптовалюты так же важно, как знать законы рынка и экономики.

Ранее 5-tv.ru приводил мнение другого эксперта, журналиста Виктора Мараховского, порассуждавшего о том, возможно ли выиграть в мировом криптовалютном казино.